Эффект опьянения и визуальные иллюзии в рекламе.

Эффект опьянения и визуальные иллюзии в рекламе. Давайте поговорим об интересных визуальных эффектах, которые некоторые дизайнеры и рекламные фирмы используют в своих работах и рекламных постерах. Итак, начнем пожалуй с эффекта «опьянения».

Печатная реклама «Find a pair, Cube» сделана рекламным агентством Heads для продукта Hemorio (бренд: Hemorio) география: Бразилия. Выпущена в февр. 2011. Бизнeс сектор: Туалетные принадлежности и фармацевтика.

Печатная реклама «Chain reaction» сделана география: страна не указана. Выпущена в сент. 2007. Бизнeс сектор: Алкогольные напитки.

В древние времена иллюзиями развлекались в основном художники да архитекторы (достаточно сказать, что падение Пизанской башни на 90% обусловлено обманом зрения и только на 10% — актуальным углом наклона, не выходящим за рамки приличия центра тяжести). Леонардо да Винчи не только рисовал картины с «подвохом» но и настрочил пару трактатов об особенностях восприятия, однако тогда они остались незамеченными, хотя если копнуть в глубь, то выяснится, что оптические иллюзии активно использовались еще жрецами и прочими религиозными деятелями, демонстрирующими ауру и прочие «тонкие» душевные материи.

С началом научно-технической революции за обманы зрения взялись психологи. Ничего не знавшие о функциях мозга (о которых и сейчас известно немного), двигаясь в кромешной тьме, они ухватились за оптические иллюзии, словно за нить Ариадны, дающую ключ к понимаю к основных процессов психофизики восприятия изображения и его интерпретации.

Сегодня известно свыше сотни разновидностей обманов зрения и чтобы не запутаться в этом зоопарке, их принято делить на три корзины. В первую (самую большую) попадают вполне натуральные «иллюзии», в результате которых мы видим предмет рассмотрения не таким, какой он есть в действительности (видим с искажением — не видим то, что есть, или видим то, чего нет). Во второй (также довольно вместительной) оказываются эффекты, вызванные адаптивными особенностями нашего восприятия. Сюда падает игра с яркостью, контрастностью, цветами и прочими атрибутами, познающимися исключительно в сравнении (чтобы сравнить мозг с фотоаппаратом, достаточно сфотографировать белый лист бумаги, освещенный лампой накаливания с установкой баланса по дневному свету). Третья корзина хранит оптические обманы, вызванные «познавательными» (когнитивными) способностями нашего мозга, пропускающего всю поступающую информацию через призму жизненного опыта и потому в одной и той же картинке люди с разной ориентацией видят современно противоположные вещи и бесполезно спорить, кто из них прав.

Существует и другая классификация, выделяющая следующие типы обманов зрения: иллюзии восприятия размера, иллюзии соотношение фигуры и фона, иллюзии цвета и контраста, иллюзии восприятия глубины, иллюзии движения, эффект перцептивной готовности, эффект последействия, парейдолические иллюзии, кажущиеся фигуры, невозможные фигуры (уже рассмотренные нами в прошлых выпусках «Психо») и… куча других эффектов, которые совершенно невозможно втиснуть в рамки журнальной статьи, даже если она целиком и полностью будет состоять из одних картинок.

 

 

 

 

Иллюзии движения

 

Интересно, из чего в каменном веке делали телевизор? Наверно, из камня. Из кремния. В смысле — из глины. Передавать звук в то время еще не умели, но двигать изображения уже научились. Рисунок 1 — наглядное тому подтверждение. Круги, нарисованные на бумаге… вращаются! Медленно, но вращаются! Эффект усиливается если рассматривать изображение с небольшого расстояния. Так, чтобы картинка занимала все поле зрения и тогда за счет направленного движения глаза и перспективных ошибок восприятия возникает удивительный эффект, ослабляющийся по мере удаления головы от изображения. Когда глаз (а точнее — центральное поле зрения) уже в состоянии охватить всю картинку целиком, то он никуда не движется и круги не вращаются, а если вращаются, значит пациент под кайфом или слегка пригубил, а потом усугубил, в результате чего по телу прокатилась приятная волна расслабления, движение глаз приняло хаотичный характер и знакомый эффект повторился вновь, хотя уже по другой причине.

 

Взаимодействие центрального и периферического зрения также способно вызывать различные иллюзии, которые легко продемонстрировать на примере… кофейных зерен, расположенных определенным образом (см. рис. 2). Создается впечатление, что рисунок «дышит», совершая волнообразные колебания, существующие только в нашем сознании, независимо от степени опьянения. Кстати, хороший способ убедить трезвого человека, что он пьян или обкурен. А что? Даем товарищу… гм… ну, пусть для определенности это будет зубной порошок, выдаваемый за LSD и… демонстрируем ему нехилые глюки! Во как торкает!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *